Почему одни люди легко и быстро достигают успеха в жизни, а кто-то подолгу блуждает и мечется, неясно представляя чего же он хочет? Возможно, секрет здесь кроется в умении правильно формулировать те цели, которых вы хотите добиться. Тому как можно четко и ясно сформулировать цель, и посвящена эта статья.
В следующих абзацах приводиться несколько примеров из жизни, когда умение ставить цели являлось достаточно важным:
• Лет 30 назад в одной из бизнес-школ Гарварда среди студентов первокурсников провели опрос. Их спросили «Кто из Вас четко и ясно представляет свои цели, которых он хочет добиться в сфере бизнеса в ближайшие 20 лет?» Только у 3% учащихся был готов ответ на этот вопрос... Через 20 лет эти 3% были богаче, чем оставшиеся 97% в несколько раз.
• Еще одно исследование показало, что причиной невыполнения различных проектов в 80% случаев служат те ошибки в постановке целей, которые были заложены еще на стадии формирования проекта.
• Вспомните, как часто вы сталкивались с такой картиной: менеджер ставит задачу перед своими подчиненными, а они делают совсем не то, что хотел бы от них получить руководитель. И здесь двойственный вопрос «Кто виноват?» - подчиненный или менеджер, неточно поставивший цель?
Умение правильно, четко и ясно ставить цели, как перед собой, так и перед другими людьми во многом характеризует людей добившихся успеха в жизни. Цель этой статьи достаточно формализовано описать те критерии, которым должна удовлетворять корректно поставленная цель.
За основу в этой статье взяты результаты исследований проведенных методами НЛП. НЛП (сокращение от названия нейролингвистическое программирование) – одно из современных и наиболее успешно развивающихся направлений в психологии.
НЛП формулирует следующие условия к хорошо сформулированной цели.
1. Позитивность. Цель должна быть сформулирована позитивно.
Человек устроен таким образом, что отрицание существует в языке, но не существует в мышлении. Представьте такой сюжет из мультсериала «Ну погоди»: «Волк не гонится за зайцем». Какая картинка вспыхивает перед вашими глазами, когда вы думаете о такой ситуации? Кто-то представляет, как волк гонится за зайцем, а затем движение останавливается. У кого-то рисунок с зайцем, убегающим от волка, перечеркивается крест-накрест черными линиями. Кто-то представляет это еще как-нибудь по-другому, но каждый в той или иной форме представлял то, что отрицалось.
Возможно, вы иногда произносили фразы типа: «Не переживай», «Не волнуйся», «Не думай об этом». И каждый раз, вольно или невольно, вы погружали другого человека опять в неприятный опыт, заставляя его пережить еще раз то, от чего вы хотели его отвлечь. Для проверки на себе попробуйте в течение ближайших 3-х минут «не думать о человеке с зелеными усами», - интересно, как долго перед вами будет маячить этот образ?
Формулируя цель негативно, как отрицание того, что не нравиться - человек концентрирует свое внимание и усилия на проблеме, вместо того, чтобы стремиться к цели. Руководитель, который фокусирует свое внимание на том: «как бы не поругаться с партнерами» добьется скорее всего других результатов, чем руководитель, который концентрирует свои усилия над целью: «наладить хорошие отношения с партнерами». Как вы думаете, кто будет действовать более успешно?
Важно помнить о том, что проблема - это всего лишь неверно сформулированная цель, и уметь качественно и быстро ее переформулировать.
Важно знать чего вы хотите, вместо того, чтобы знать, чего вы не хотите. Ситуация в которой человек знает, чего он не хочет, чем то напоминает ситуацию с капитаном корабля, которому штурман задает вопрос: «А куда нам плыть?», и в ответ слышит: «Только не плыви в Черное море и не проплывай мимо берегов Ирака». Любопытно, куда поплывет корабль после таких указаний?
Искоренение опыта без создания чего-либо взамен ведет к возвращению проблемы (или к появлению другой). В русском народном творчестве этот эффект нашел свое отражение в поговорке: «Свято место пусто не бывает». Действительно, если вы хотите искоренить какую либо проблему, то вам здесь же следует указать и то, что бы вы хотели бы иметь взамен, иначе вы можете получить другую проблему, даже более сложную, чем та, которую вам удалось устранить.
На житейском примере если человек хочет бросить курить, то непонятно что займет место курения в жизни у этого человека: он может, например, начать пить или принимать наркотики. Сформулировав цели утвердительно, вы можете быть уверенны в том, что получите именно тот результат, который планировали. Формулируя отрицательные цели, вы можете получить в качестве результата практически все что угодно.
Итак, формулирование цели позитивно позволяет:
• использовать все ресурсы нашего мышления (учитывая то, что мозг не способен напрямую воспринимать негативно сформулированные указания).
• Знать чего вы хотите, вместо того, чтобы знать, чего вы не хотите.
• Сконцентрировать свое внимание и усилия на цели, вместо того, чтобы ограничивать себя пониманием того, чего вы не хотите.
• Искореняя какой-либо опыт, всегда знать, что вы получите взамен.
• ...
2. Ответственность. Реализация цели зависит от вас и находится под вашим личным контролем - это второе, на что следует обратить внимание при постановке цели.
Часто возникает соблазн переложить ответственность за реализацию поставленной цели на другого человека. Например «Я хочу, чтобы поставщики поставляли сырье по цене в 2 раза дешевле». И все... Теперь то, будет или нет достигнута цель, зависит в большей мере от поставщика, а нет от инициатора цели. Переформулировав же цель как: «Купить сырье по минимально возможно на рынке цене», вы достигаете того что процесс реализации цели переходит под ваш контроль и зависит в большей мере от вас и от ваших действий.
Человек, который формулирует цель так, что он не ответственен за реализацию цели, в чем то похож (если вернуться к метафоре с капитаном) на капитана, который хочет чтобы ветер дул всегда в корму, вместо того, чтобы хотеть иметь такую обученную и опытную команду, которая смогла бы управлять кораблем при любом ветре.
Результаты, которые изначально в значительной мере зависят от того, что другие люди предпримут какие-то действия, не являются хорошо сформулированными.
Понятно, что реализация цели всегда зависит от многих внешних факторов: но одни люди умудряются ставить цели таким образом, что от них зависит всего 20% успеха, а от внешних факторов 80%, в то время как другие люди формулируют цель, так, что от них зависит 80% успеха, а от внешних, случайных факторов всего 20%. Я надеюсь что вы сами сделаете вывод о том, какие люди чаще реализуют те цели, которые они перед собой ставят.
Еще несколько примеров:
• Формулировка цели в виде: «Хочу, чтобы банк выдал мне кредит» - во многом перекладывает ответственность за реализацию цели на банк. Воля банка - дать денег или не дать; и в такой постановке цели неясно, какова же роль инициатора цели, как он сам может повлиять на то, чтобы цель была реализована. Другое дело, когда желаемый результат звучит как: «Составить бизнес-план, настолько качественный, что банки будут в очередь выстраиваться, чтобы дать мне денег». Здесь читатель может сам оценить, в какой формулировке цель имеет больше шансов быть реализованной.
• Можно сформулировать цель в виде: «Хочу, чтобы начальник лучше ко мне относился». Здесь все зависит от начальника, а сам человек вроде бы и ни причем. Другой человек, который поставит перед собой цель: «Прочитать несколько книг по мастерству общения и научиться преподносить результаты своего труда таким образом, чтобы меня ценили» - добьется успеха скорее, т.к. здесь почти все зависит от него, и от его усилий.
3. Конкретность. Третье, на что следует обратить внимание - это то, насколько конкретно сформулирована цель. Если цель достаточно расплывчата и неясна, то вероятность того, что будет получен желаемый результат достаточно мала. Важно найти баланс в степени конкретизации цели.
Чем более полным является представление о том, чего вы хотите, тем лучше мозг может проанализировать цель и заметить возможности для ее достижения. Иногда приходится сталкиваться с настолько неясными и туманными целями, что непонятно, с какого бока к ним подступиться, как так сформулированную задачу решать, и что, в конечном счете, от меня, вообще, хотят... В какой мере ваше мышление в такой ситуации направленно на поиск решения, а в какой мере бессмысленно буксует в попытках понять, что же от него требуется?
Чем подробнее вы представляете цель, тем вероятнее, что вы достигнете именно той цели, которую хотите. Например, если руководитель дает поручение своему подчиненному: «Купить книгу по бухучету». То как вы думаете, из какого спектра возможностей придется выбирать подчиненному, решая эту задачу? Если он купит книгу 10-ти летней давности (или не тех авторов, или не по той цене) - то кто будет виноват в бессмысленно потраченных деньгах: подчиненный или руководитель? То, что нужно сделать, так это сформулировать результат настолько конкретно, чтобы точно знать чего вы хотите получить и исключить все возможные неверные толкования.
Всякий раз, когда вы ставите цель неконкретно - вы в чем-то становитесь похожим на капитана корабля, который говорит своему штурману «Плывем в Африку!». К сожалению, в такой формулировке трудно предположить, куда в результате приплывет этот капитан, - Африка большая.
Выбирая степень конкретности при формулировке цели, необходимо придерживаться некоторого баланса. Можно, конечно, гарантировать себе 100% попадание, сформулировав цель как: «Купить книгу Иванова И.И. «Бухучет», 1998г издания, М. Наука, по цене 25р40к, которая продается в магазине «Дом книги», на 2-м этаже, отдел «экономическая литература», 2-й шкаф справа, 3-я полка сверху, 6 книга слева». Вопрос в том - стоит ли овчинка выделки? Такие крайности редко себя оправдывают. Но чересчур общие цели еще в меньшей степени осмыслены, поэтому выбирая степень конкретизации цели лучше сформулировать ее чуть более конкретно, чем это кажется необходимым.
Итак, первые три условия правильно сформулированной цели - Позитивность, Ответственность и Конкретность. Для того чтобы еще раз увидеть как влияют на форму постановки цели эти три условия, рассмотрим следующий пример, который часто встречается в управленческом консультировании, при работе со средним звеном управления.
• Менеджеры среднего звена часто высказывают такое желание: «Хотим, чтобы руководство не подавляло инициативу снизу». Тогда вопрос: «А если оно не будет подавлять, а будет равнодушным - это вас устроит?».
® В первую очередь следует переформулировать цель позитивно, тогда получим: «Хотим, чтобы руководство поддерживало инициативу снизу». Но поддерживать можно по-разному, добрым словом или благим пожеланием, например.
® Тогда следует переформулировать цель более конкретно: «Хотим, чтобы руководство давало деньги (время, людей, другие ресурсы) для поддержи инициативы снизу в требуемом объеме». Но здесь все зависит от настроения руководства, а если у него зуб болит?
® Дальнейшая проработка заключается в такой переформулировке, чтобы реализация цели зависела от инициатора цели, т.е. от самих менеджеров среднего звена: «Хотим научиться (читая книги по экономике, слушая курсы по управлению...) так предлагать свои новые идеи, чтобы руководство с радостью давало (деньги, время, людей, другие ресурсы)».
® А теперь сравните, у кого больше шансов получить желаемый результат: у тех, кто поставил цель как: «Хотим, чтобы руководство не подавляло инициативу снизу», или у тех, кто сформулировал для себя цель как: «Хотим научиться (читая книги по экономике, слушая курсы по управлению...) так предлагать свои новые идеи, чтобы руководство с радостью давало (деньги, время, людей, другие ресурсы)».
Если вернуться к метафоре, то больше шансов добиться успеха у капитана корабля, который всегда знает, куда он хочет приплыть, причем подробно и детально представляет себе маршрут и точку прибытия. При этом то, сможет ли он туда приплыть или нет, зависит в большей мере от него, а не от случайных попутных ветров.
4. Контекстность. Убедитесь, что цель находится в нужном контексте.
Где, когда и с кем вы хотите иметь такой результат? В каких ситуациях вы хотели бы его иметь, а в каких нет?
Не существует результата, который был бы осмысленным и желаемым во всех ситуациях. Даже идея о том, что «живым быть лучше, чем мертвым» во многих ситуациях (на пламени костра, например) способна поменяться на более здравую: «и тут живые позавидовали мертвым».
Необходимо четко и ясно представлять, когда и в каких случаях результат будет подходящим, а в каких нет. Ниже приводятся несколько примеров, когда такое различение контекстов являлось существенным для реализации цели.
• «Я хочу говорить громко и уверенно». Цель вроде бы разумная и полезная во многих ситуациях. Однако в ситуации, когда идет объяснение в любви, или высказываются соболезнования, или когда ребенку рассказывается сказка на ночь, - такое поведение будет достаточно неуместным.
• Если захотеть быть «сексуально раскрепощенной», но не оговорить где, когда и с кем - (с любимым человеком, вечером, дома, в постели), то результат вида: «днем, в ресторане, с незнакомыми людьми - сексуально раскрепощенная» - будет скорее всего не тем, что хотел получить человек, когда ставил перед собой такую цель.
• В метафоре с капитаном корабля это отразиться в умении капитана учитывать время года, подводные течения, преобладающие ветра, возможность нападения пиратов в определенных водах... И капитан всегда знает, в каком случае он хотел бы оказаться в этих водах, а в каких ситуациях нет.
Проверка цели на зависимость от контекста в чем-то напоминает требование к конкретности цели. Однако если на предыдущем этапе мы подробно и детально описывали саму цель, то сейчас мы уделяли внимание тому, чтобы достаточно конкретно описать те ситуации и контексты в которых эта цель по прежнему будет оставаться желаемой.
5. Экологичность. Необходимо убедиться в том, что цель сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.
Мы живем не в изолированном мире, поэтому, как бы мы не старались, любое наше действие вызывает отклик в других частях той системы, в которой мы существуем. Необходимо помнить, что добиваясь какой-либо цели, мы неизменно вызываем изменения в других элементах той структуры, с которой мы взаимодействуем. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными. Негативными вплоть до того, что весь позитивный эффект, полученный от реализации цели, может быть уничтожен и ситуация может быть даже ухудшена.
Здесь самое время вспомнить о том, как строили многие водохранилища, или планировали повернуть реки на юг. Несмотря на вроде бы и хорошую цель, то, что не был учтен отклик всей экологической, системы, приводило к достаточно сильным негативным последствиям.
Когда цель сформулирована - проверьте последствия которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат. Ответьте сами себе на следующие вопросы:
• Как реализация цели скажется на вас через некоторое время (год, два)?
• Кого еще затронет этот результат?
• Какие возникнут нежелательные побочные эффекты?
• Какие преимущества текущей ситуации потеряются?
Если окажется, что вы теряете гораздо больше, чем приобретаете, достигая какой-либо цели, то пересмотрите результат и переформулируйте цель таким образом, чтобы она служила тому же намерению, но без нежелательных побочных эффектов.
Ниже приводятся еще несколько примеров, показывающих влияние такого элемента, как экология на конечный результат:
• Цель «Не быть бедным», если ее привести в соответствие с первыми 4-мя пунктами спецификации целей приобретет вид: «Зарабатывать много денег (конкретно $1000), (работая на 3-х работах - цель зависит от меня), (контекст - в ситуациях когда не нарушается законодательство)». Теперь, если обратить внимание на экологию, то станет заметно, что неизбежно возникнут и нежелательные последствия от реализации цели. Так, человек сможет гораздо меньше проводить времени с семьей, с детьми. Возможно, такая интенсивная работа отрицательно скажется на его здоровье... Если в результате проверки на экологию выяснится, что негативных последствий настолько много, что они перевешивают позитивный эффект от наличия $1000 в месяц - то несомненно следует переформулировать цель, с учетом этой дополнительной информации.
• Задача: «Продать продукцию покупателю на 5% дороже, воспользовавшись сложившейся коньюктурой на рынке» - вроде бы разумная и отражает способность отдела сбыта гибко и своевременно реагировать на изменение рыночной ситуации. Однако после проверки на экологичность может выясниться, что покупатель, скорее всего, обидится, и через некоторое время, уйдет к другому продавцу, посчитав его более надежным. Тогда, с учетом этого постэффекта, краткосрочный выигрыш может быть значительно перекрыт потерей долгосрочных перспектив.
• Многие возможно слышали легенду о том, как царь Мидас, пожелав, чтобы «все, к чему бы он не прикоснулся - превращалось в золото», чуть не умер с голоду. Не подумав над тем, как реализация такой цели скажется на остальных сторонах его жизни - он попал в весьма сложную ситуацию.
• ...
Первые пять пунктов спецификации цели (Позитивность, Ответственность, Конкретность, Контекстность и Экологичность) являются наиболее важными и ключевыми при анализе правильности постановки цели.
Необходимо отметить, что при проверке цели на соответствие этим пунктам достаточно важно придерживаться именно такого порядка, в котором они перечислены. Действительно, даже если цель удовлетворяет 2-5 пунктам, но не соответствует условию Позитивности, то она остается малоосмысленной, и работа по проверке 2-5 условий во многом пропадает зря.
Ниже приводятся еще несколько требований к хорошо сформулированному результату, которые позволяют более изящно поставить цель и более эффективно ее реализовать.
6. Масштаб. Необходимо выбрать соответствующий масштаб обобщений.
Результат должен иметь реальные размеры. Если цель глобальна, то она слишком смутный и отдаленный по времени результат. Если результат слишком мелок и тривиален, то он тоже не интересен. И там и там нет достаточной мотивации к действиям.
В отличие от Конкретности, Масштаб говорит о степени важности и сложности цели для ее инициатора. Если перед президентом России поставить задачу покупки новых веников для уборки Кремля (пускай даже она сформулирована Позитивно, Конкретно и далее по списку) - есть подозрение, что она не будет реализована только потому, что для исполнителя цели она не будет представляться достаточно важной (не тот масштаб).
Или если перед молодым сотрудником поставить задачу управления большой корпорацией, - то он может быть подавлен сложностью и важностью задачи, и не справиться с ней, из-за того, что масштаб цели оказывается слишком велик.
Если цель глобальна - следует разбить ее на меньшие куски. Задумайтесь над тем, реализация каких подцелей ведет к достижению более общего результата. Подберите для себя такие подцели, которые, с одной стороны не будут слишком сложными, но, с другой стороны по-прежнему будут достаточно важными и интересными для вас.
Если цель слишком тривиальна - осознайте, частью какого, более важного результата является эта цель. Если вы получите этот результат, что он даст вам? Понимание того, что эта, во многом примитивная и не очень интересная цель (каждое утро делать зарядку, одни и те же движения...) ведет к гораздо более значимому результату (красивая фигура и крепкое здоровье...) может дать дополнительную мотивацию к ее реализации.
7. Критерии начала работы над целью. Необходимо четко и ясно сформулировать для себя ряд условий, при достижении которых будет запускаться процесс реализации цели.
Достаточно типичная ситуация, когда есть важная задача, но на вопрос: «А когда вы планируете начать реализовывать эту цель?» - получаем размытый ответ: «Ну, вот, когда в будущем сложатся подходящие обстоятельства - тогда и начнем...». Но конкретного и подробного описания тех критериев, по которым можно будет определить, что пора начать выполнять поставленную задачу - инициаторы цели не имеют. В таких случаях цель зачастую так и не начинают реализовывать (ведь непонятно, когда наступит время для этого знаменательного события).
Возможен и другой печальный исход, когда к цели приступают слишком рано. Если не подготовлен самый необходимый базис для начала работы, то реализация цели зачастую проваливается уже в самом начале.
Необходимо детально представлять ответы на следующие вопросы, позволяющие выявить критерии начала работы над целью:
• Как вы определите, что настало время реализовывать поставленную цель?
• Как вы узнаете, что у вас уже есть все ресурсы для выполнения цели?
• Какой необходимой информацией вы должны обладать, для принятия решения о начале работы над целью?
• ...
Капитан корабля, который ошибется в выборе дня для выхода в море, может погубить всю экспедицию и никогда не достигнуть острова к которому он собирался плыть, т.к. он не дождался человека, который должен был привезти недостающую часть карты, (или, выйдя в сезон штормов - сел на прибрежные рифы).
8. Критерии завершения работы над целью. Необходимо четко и ясно представлять себе, условия, при достижении которых цель можно считать реализованной и можно приступать к использованию результатов от достижения цели.
Возможно, вы встречали людей, которые долго и упорно учатся чему либо, не применяя полученных навыков, т.к. они вечно не уверены в том, что они получили необходимый багаж знаний. И вот они прочли одну книгу по бухучету, вторую, третью..., посетили одни курсы, вторые, третьи... - но на вопрос: «А когда же вы закончите учиться и начнете искать работу?», они неопределенно отвечают: «Когда мы почувствуем, что готовы, тогда и закончим обучение...». Но неясное представление тех критериев, по которым можно определить, что цель достигнута - способно затянуть завершение цели на долгое время.
С другой стороны, если закончить реализацию цели слишком рано, результаты будут также не теми, которых хотелось бы получить.
Важно подробно представлять себе ответы на следующие вопросы, которые позволяют выявить критерии завершения работы над целью:
• Какой будет для вас очевидность достижения вашей цели?
• Какая информация вам необходима, для завершения реализации цели?
• На сколько степень реализации цели должна приблизиться к эталону (идеально выполненной цели), чтобы вы могли сказать, что результат достигнут?
• ...
Хорошей метафорой критериев завершения цели будут экзамены в конце обучения. Если получена определенная оценка - все, обучение закончено успешно!
Капитану корабля также необходимо четко представлять при каких условиях необходимо завершать экспедицию. Иначе можно или уплыть слишком рано, или проторчать лишние полгода у берегов какого-либо острова.
9. Необходимые ресурсы. Для более полного представления о цели необходимо определить, какие ресурсы (время, деньги, люди, знания, навыки...) требуются для того, чтобы реализовать цель.
В некотором смысле это описание подцелей, приводящих к реализации цели. От того, есть или нет в наличии необходимые ресурсы, во многом зависит успешность в достижении целей. Умение ясно и четко представлять себе то, что потребуется для выполнения цели – во многом определяет вероятность того, что инициатор цели будет способен ее реализовать.
Люди, которые начали вести свой собственный бизнес, но при этом неправильно оценили сумму денег, необходимую для раскрутки дела – часто вынуждены, бывают залазить в долговую яму, в попытках раздобыть недостающие ресурсы.
Иногда целые производства останавливаются, потому, что не учли, что определенный вид сырья невозможно купить, в сложившихся рыночных условиях.
Капитан корабля, который неправильно рассчитал количество еды, воды и др. ресурсов, необходимых для успешного проведения экспедиции, скорее всего не достигнет тех целей, которые он хотел реализовать.
Заключение.
Еще раз перечислим свойства хорошо сформулированных целей, которые позволяют быстро и эффективно их реализовывать. Это то, на что в первую очередь обращают внимание успешные люди.
1. Позитивность (цель должна быть сформулирована позитивно).
2. Ответственность (реализация цели зависит в большей мере от вас).
3. Конкретность (найден баланс в степени конкретизации цели).
4. Контекстность (четко определены контексты, в которых цель желаема).
5. Экологичность (учтены все возможные побочные негативные эффекты).
6. Масштаб (выбран соответствующий масштаб обобщений).
7. Критерии начала (определены условия необходимые для запуска цели).
8. Критерии завершения (определены условия завершения работы над целью).
9. Необходимые ресурсы (есть четкое представление о необходимых ресурсах).
Для того чтобы самим увидеть то, как изменяется ваше представление о целях, когда вы смотрите на них сквозь фильтр условий хорошо сформулированных целей, Вы можете прямо сейчас, не откладывая надолго, проработать несколько своих наиболее актуальных целей, на предмет соответствия вышеприведенным пунктам. Надеюсь, что вы сами убедитесь в эффективности этого инструмента и будете успешно использовать его в своей дальнейшей жизни. Успехов!